Юридическая клиника "Центр образовательного права"

  • Досрочное завершение курсов

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.

    Прочтите Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Вашего ВУЗа. Можно попробовать найти его на официальном сайте организации. Такое положение регламентирует вопросы прохождения итоговой государственной аттестации обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.

    Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 10) Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе — государственные аттестационные испытания). Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований). 

    Согласно ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.

  • Права совершеннолетнего обучающегося общего образрвания

    Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:

    1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;

    2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

    3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

    Первая группа включает в себя случаи, когда сам обучающийся или его законные представители хотят добровольно прекратить образовательные отношения.

    Момент, когда возможность такого выбора переходит к обучающемуся от его законных представителей, определен как альтернатива – или получено основное общее образование, или достигнут возраст 18 лет. То есть, при наступлении любого из этих двух условий, заявление будет писать уже сам обучающийся, а не его законные представители.

    В этом случае они обращаются в образовательную организацию с соответствующим заявлением. Оснований, по которым они могут принять такое решение, Закон № 273-ФЗ не устанавливает, граждане решают эти вопросы свободно, исходя из своих интересов. Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, отнесено Законом № 273-ФЗ к числу основных академических прав любого обучающегося (п. 15 ч. 1 ст. 34).

  • Материалы за счет субвенции

    На данный момент все еще не сложилось однозначного мнения по данному вопросу.

    Согласно п.1. ст. 35 ФЗ №273-ФЗ «Об Образовании» в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Однако однозначной трактовки понятию «учебно-методические материалы» закон не дает. В связи с этим возникали споры, что включается в это понятие, и, соответственно, должно  предоставляться школой за счет субвенции, а что нет.

    Согласно последнему заявлению представителей Минобрнауки по данному вопросу, школа самостоятельно может определять список учебно-методических материалов, и такие материалы должны быть бесплатно предоставлены школьникам (сообщают РИА-новости со ссылкой на директора департамента информационной политики Минобрнауки Анну Усачеву (https://ria.ru/society/20160404/1402314719.html)). Однако Минобрнауки признал, что возможно существование учебных пособий, которые могут быть рекомендованы учителем вне обязательных рамок.

    Однако практика по данному вопросу зачастую занимает позицию школ, ссылаясь в том числе на нормы СанПиН 2.4.7.1166-02, которые признают, что учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам (см. Решение № 2-4601/2015 2-4601/2015~М0-3050/2015 М0-3050/2015 от 6 мая 2015 г. по делу № 2-4601/2015).

  • Обед учителя

    В  соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Такой перерыв на практике получил название «обед» или «обеденный перерыв». Его длительность должна определяться исходя из конкретных условий с учетом специфики деятельности работодателя и существующей организации питания работников. Конкретная продолжительность обеда устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

    Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, принимаемые в отношении работников меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

    Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536, на который ссылается администрация Вашей школы, действительно регулирует вопрос о предоставлении перерыва для приёма пищи педагогическим работникам. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

  • Повторное обучение по программе профессиональной подготовки за счет средств бюджет

    Согласно положениям п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. К сожалению, никакого исключения для граждан с ограниченными возможностями, нет.

    Вместе с тем, в отношении программ профессионального обучения (а не программ профессионального  образования) подобного ограничения нет, и платность либо бесплатность обучения будет определяться нормативными правовыми актами - однако это будет уже не программа профессионального обучения, а программа переподготовки, исходя из статьи 73 закона. 

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • Обучение по охране труда, пожарно-технический минимум

    Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. Таким образом, для того, чтобы определить, к какой конкретно образовательной услуге относится то или иное направление, следует дать больше информации об образовательной программе.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • Юридическое оформление смены направления обучающегося

    В соответствии с п. 2. ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

    Таким образом рекомендуем заключать новый договор, который будет отражать текущее состояние обучения, в следующих случаях:

    Изменение предмета договора, который влечет за собой изменение стоимости по договору об оказании платных образовательных услуг с связи с изменением срока обучения, направленности программы, формы обучения и т.п.

    Изменение основания предоставления образовательных услуг (бесплатная\платная)

    Во всех остальных случаях, представляет возможным ограничиться дополнительными соглашениями.  

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • Проведение обучения навыкам оказания первой помощи

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен.

    На сегодняшний день порядок обучения не утвержден. Следовательно, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29

    Ранее на портале мы подробно отвечали на вопрос об организации подобного обучения. С ответом вы можете ознакомиться по ссылке: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/v-iyule-2016-goda-v-federalnyy-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii-byli 

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • Вправе ли организация запрашивать копии паспортов родителей

    Правила приема в образовательные учреждения дошкольного образования регулируются Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования». П. 9 указанного документа устанавливает, что прием граждан осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). Дополнительных документов требовать нельзя (в том числе и предоставления копий документов, которые предусмотрены для предъявления в оригинале, предоставления документов иных лиц, например, второго законного представителя). При этом в п.10 указано право родителей предоставить иные документы по своему усмотрению. 

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • Сохранность контингента учащихся

    Наблюдение за контингентом обучающихся, согласно п.3 ст. 97 ФЗ № 273 является частью мониторинга в системе образования. Однако конкретных нормативов  сохранности контингента для сферы дополнительного образования. Дополнительно ознакомится с темой сохранности контингента учащихся в дополнительном образовании можно в специализированной литературе и на интернет-порталах, посвященных образованию. Например, на сайте открытыйурок.рф, infourok.ru. и иных. 

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

Страницы

Поделиться: